Этот учебный год для филологов района оказался весьма плодотворным и активным. Трижды учителя русского языка и литературы собирались вместе. В ноябре 2019 года состоялся обучающий семинар для экспертов комиссий по проверке и оцениванию итогового сочинения, сформированных на уровне общеобразовательных учреждений. На семинаре учителя рассмотрели порядок проведения итогового сочинения, критерии оценки итогового сочинения, провели практическое занятие по проверке и оцениванию итогового сочинения.
14 февраля 2020 года состоялось заседание районного методического объединения по теме: «Формирование читательской функциональной грамотности обучающихся: приемы, методы, формы работы».
В своей практике учителя столкнулись со следующими проблемами: дети имеют низкую скорость чтения, зачастую они не понимают смысла, прочитанного из-за ошибок при чтении, не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста, затрудняются кратко пересказать содержание. Ученики школ, увлеченные современными гаджетами, всё чаще и чаще забывают про книгу и чтение. Всё меньше и меньше читают книги. Идёт снижение читательской грамотности обучающихся. А задания в КИМах Всероссийских проверочных работ и ГИА требуют от ученика бегло и хорошо читать, вчитываться в текст заданий.
Как сформировать читательскую грамотность? Как заинтересовать учеников чтением? Над этими вопросами размышляли учителя-филологи района на заседании.
Начинать нужно, конечно, с родителей. Поздеева А.Р., учитель русского языка и литературы МБОУ «Усть-Цилемская СОШ им.М.А.Бабикова», познакомила со своим опытом работы с родителями. На примере родительского собрания Анна Романовна рассказала, как можно приобщить детей к чтению через родительское собрание. Данный опыт является актуальным для всех педагогов.
Ермолина О.С., учитель русского языка и литературы МБОУ «Усть-Цилемская СОШ им.М.А.Бабикова», рассказала о методах развития осознанного чтения, познакомив с 8-ю упражнениями увеличения скорости чтения. Такими, как «Параллельное чтение», «Артикуляционная гимнастика», «Поиск загаданного слова», «Чтение с закладкой» и др.
Матуленко М.Н., учитель русского языка и литературы МБОУ «Усть-Цилемская СОШ им.М.А.Бабикова», напомнила педагогам о приёме технологии критического мышления «Фишбоун», что в переводе с английского обозначает «рыбья кость» или «рыбий скелет». Данный приём помогает взаимодействовать в группах, планировать и осуществлять исследовательскую деятельность. А главное, осознанно читать текст и извлекать необходимую информацию.
Продолжила тему Рочева Н.Ф., учитель русского языка и литературы МБОУ «Окуневская СОШ», познакомив учителей с приемами работы с текстом в технологии «Развитие критического мышления».
Чупрова Г.В., учитель русского языка и литературы МБОУ «Цилемская СОШ» презентовала свой опыт использования технологии продуктивного чтения при подготовке к ОГЭ по русскому языку.
Ляпунова Е.И., учитель русского языка и литературы МБОУ «Усть-Цилемская СОШ им.М.А.Бабикова», показала, как комплексный анализ текста перевести в содержательный анализ текста при подготовке к сочинению-рассуждению на ОГЭ и ЕГЭ. В содержательный анализ входит и работа над понятийным словарем, и определение проблемы текста, и различные типы вопросов, и определение проблемы как объект комментирования. Елена Ивановна продемонстрировала, как работать по созданию собственных текстов: обучение ответу на вопрос, обучение комментированию, обучение аргументации.
Продолжая тему подготовки к ЕГЭ, Поздеева А.Р., учитель русского языка и литературы МБОУ «Усть-Цилемская СОШ им.М.А.Бабикова», эксперт республиканской комиссии по проверке сочинений ЕГЭ, разъяснила написание комментария в сочинении-рассуждении задания № 27. Комментарий является самым весомой часть сочинения-рассуждения, за который выпускник может получить 5 баллов.
Кожевина Е.Н., учитель русского языка и литературы МБОУ «Синегорская СОШ», являясь членом республиканского жюри по проверке конкурсных работ Всероссийских сочинений, познакомила с методическими рекомендациями по проверке сочинения.
В каникулярные дни марта учителя-филологи вновь собрались на семинар – практикум по теме: «Как написать сочинение-рассуждение ЕГЭ? Задание № 27». На этот раз учителя практиковались в написании сочинения-рассуждения ЕГЭ.
Известный педагог К.Д. Ушинский говорил о том, что педагог живет до тех пор, пока учится. Вот и учителя района активно и плодотворно учатся, повышают своё личностное профессиональное саморазвитие, находя приёмы и методы повышения читательской грамотности обучающихся.
Е.И.Ляпунова, председатель районного методического объединения учителей русского языка и литературы
|