ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН № 273 ОТ 29.12.2012 «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Статья 10 пункт 2
Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).
Статья 2 пункт 11
общее образование - вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенций, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования;
Статья 2 пункт 14
дополнительное образование - вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования;
Статья 10 пункт 6
Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.
Статья 12 пункт 2
В Российской Федерации по уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению реализуются основные образовательные программы, по дополнительному образованию - дополнительные образовательные программы.
Статья 12 пункт 4
К дополнительным образовательным программам относятся:
1) дополнительные общеобразовательные программы - дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы;
НПА
1) Федеральный закон № 273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»
2) Федеральный государственный образовательный стандарт
3) Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая
4) Минобрнауки России от 14.12.2015 N 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»
5) СаНПиН
6) Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 № 1008.
7) Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ
8) Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р
Общие характеристики и отличительные особенности внеурочной деятельности и дополнительного образования
Внеурочная деятельность (ВД) |
Дополнительное образование (ДО) |
Федеральный государственный образовательный стандарт и примерная ООП
|
Федеральный закон № 273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» и Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 № 1008. |
ВД направлена на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенций, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования; |
ДО направлено на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования; |
ВД является неотъемлемой составной частью образовательного стандарта, которая влияет на результаты его реализации, является частью основной образовательной программы |
Программы ДО работают на индивидуальный выбор, реализуются во всём образовательном пространстве и находятся за пределами федерального государственного стандарта |
ВД сама по себе не лицензируется, потому что она является составной частью основной программы, которая устанавливается для учреждения в целом |
ДО подлежит лицензированию |
Содержание ВД определяют программы |
Содержание ДО определяют программы |
ФГОС выдвигает не только требование выхода на УУД, но и обязательное требование духовно-нравственного компонента во внеурочной деятельности |
Программы ДО в первую очередь учат хорошо петь, танцевать, играть в футбол, моделировать технические устройства, стрелять и т.д. При этом не всегда есть мотивация на духовную работу над собой, обращение к вопросам совести, чести, сострадания, милосердия, более тонкое и глубокое взаимодействие учащихся с педагогами |
ВД направлена только на достижение результатов освоения основной образовательной программы |
ДО направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, а также на организацию свободного времени детей. То есть оно работает на удовлетворение интересов личности в образовании, поэтому и является дополнительным |
Организация ВД возложена на учителя-предметника, классного руководителя… |
Организация ДО возложена на педагога дополнительного образования |
Для ВД направлениям развития личности (направленностям) являются: - духовно-нравственное, - физкультурно-спортивное (или спортивно-оздоровительное), - социальное, - общеинтеллектуальное - общекультурное |
Для ДО это: - физкультурно-спортивная, - художественная, - техническая, - социально-педагогическая, - туристско-краеведческая - естественно-научная направленности |
Формы организации ВД определены Стандартом |
Формы обучения по дополнительным образовательным программам определяет организация |
ВД начинает заниматься ученик, ещё не определившийся, не имеющий пока склонности к какому-то виду деятельности. Внеурочная деятельность является обязательной. |
В систему ДО учащийся приходит уже определившимся, часто с целью профессиональной ориентации. Другими словами, у ученика есть интерес к какому-то виду деятельности, есть задатки, есть любовь к этому занятию, у него это дело получается. Задача педагога – совершенствовать знания и умения этого ребёнка, довести до мастерства. Критерием успешности педагога и ученика являются участие и победы в различных конкурсах, выставках, конференциях и т.д. Довольно часто этот вид деятельности учащийся выбирает в качестве будущей профессии. Участие в реализации дополнительных общеобразовательных программ для детей является добровольным |
Таким образом, внеурочная деятельность и дополнительное образование имеют как общие характеристики, так и отличительные особенности. На практике они очень схожи, из-за чего у педагогических работников иногда появляются определенные проблемы с идентификацией своего труда. Но важно понимать, что это не одно и то же. У них разная нормативно-правовая база, хоть и некоторые моменты регламентируются одними документами. Кроме того, содержание, целевые ориентиры и направленности существенно отличаются, поэтому внеурочная деятельность и дополнительное образование никак не могут подменять друг друга.