Дидактические пособия своими руками для детей 2-4 лет
«Без игры нет и не может быть
полноценного умственного развития.
Игра – это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир
ребёнка вливается живительный поток
представлений, понятий. Игра – это
искра, зажигающая огонёк
пытливости и любознательности»
В.А. Сухомлинский
Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни занимает игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. Когда ребёнок играет, он учится и познаёт мир.
Хотим представить наглядные пособия для игровой деятельности детей, направленной на освоение ими сенсорных эталонов. Эти пособия были изготовлены в МБДОУ «Детский сад №10» с. Коровий Ручей.
1.Дидактическое пособие «Бабочки и цветы»
Цель: учить детей различать и понимать названия цвета.
Задачи: воспитывать в детях доброжелательное отношение к природе.
Бабочки и цветы связаны из обычной простой пряжи. Бабочка надевается ребёнку на указательный палец.
Дидактическая игра «Посади бабочку на цветок». Вначале дети с бабочкой кружатся, летают, а по сигналу каждый ребёнок должен посадить бабочку на цветок определённого цвета. В игре могут принять участие сразу 8 детей.
2.Дидактическое пособие «Волшебные прищепочки»
Чтобы прочно, легко и твёрдо удерживать карандаш, ручку в руке, у ребёнка должны быть развиты 3 пальца левой и правой руки. Бельевая прищепка способствует формированию, а затем развитию движения и сжимания и разжимания кончиков пальцев правой и левой рук. Чтобы игра была интересной для ребёнка можно прикреплять прищепки по тематике
(лучики для солнца, иголки у ежа, капли для тучи, лепестки для цветка).
Описание приготовления пособия. Распечатать крупные цветные сюжетные картинки, вырезать и заламинировать.
Задачи: учить детей подбирать нужные прищепки одного цвета, учить использовать цветовую гамму прищепок по выбору, развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения, развивать творческие способности.
3.Пособие «Дидактический куб»
Цель: учить детей правильно называть цвета–красный, синий, зелёный, жёлтый, белый, чёрный.
Куб изготовлен из пряжи. Вначале необходимо связать 6 квадратов разного цвета, а потом их соединить вместе. Внутри куба для устойчивости находится коробка.
С детьми можно поиграть в игру «Кубик, кубик повернись, а потом остановись». Какая грань будет вверху, такой цвет и необходимо назвать ребёнку. С кубом можно играть с детьми от 3 человек и более.
4. Дидактическое пособие «Черепаха»
Цель: развитие мелкой моторики рук у детей путем наматывания нити на палочку; закрепление названия основных цветов.
Черепаха связана из разноцветной пряжи. Внутри черепахи спрятана погремушка. В группе имеются три черепахи. Данное пособие используем в спортивных мероприятиях, когда дети соревнуются между собой на скорость «Чья черепаха быстрее доберётся до палочки».
5. Пособия для театрализованной деятельности
Цель: развитие устойчивого интереса к театрально-игровой деятельности у детей; развитие воображения, внимания; совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности через театрализованные игры.
Кружковый театр по сказке «Колобок»
Для изготовления кружкового театра, вначале были закуплены 6 пластмассовых кружек. Для каждого героя мы выбрали определённый цвет и обвязали кружки. Бусинками, пуговками оформили лица и мордочки. Связали героям: платок, кепку, уши, хвосты и др. Колобка связали в форме шарика, набили его пакетами.
-варежковый театр по сказкам «Колосок» и «Лисичка со скалочкой» был изготовлен на основе рукавичек. Вначале были связаны рукавички и потом уже мы связали хвосты, крылья, мордочки и др. Все детали были пришиты к основе.
-шапки – маски домашних и диких животных: кота, собаки, свиньи, лисы, медведя, волка, зайца, белки, мыши и др. Вначале, мы измерили обхват головы у ребёнка, потом связали шапки для каждого животного, оформили мордочки: глаза, нос, уши. У нас получились весёлые маски, с которыми дети очень любят играть и охотно входят с ними в образы животных. С шапками-масками можно обыграть народные сказки «Колобок», «Репка», «Колосок», «Два жадных медвежонка», «Курочка Ряба» и др.
Также маски используем на физкультурных занятиях, когда играем в подвижные игры.
6. Пособия, изготовленные для интерьера и игр в кукольном уголке
Цель: создание «домотеки» в детском саду посредством декоративно-прикладного искусства.
Для искусственных цветов были изготовлены вазы. Стеклянные бутылки мы обвязали разноцветными нитками.
Изготовлены картины для детского интерьера.
В кукольный уголок сшиты из ткани: прихватки, чехол на доску, покрывала в лоскутном стиле «пэчворк».
В кукольный уголок для сюжетных игр изготовлены: овощи, фрукты, грибы, пряники, сушки, конфеты, орехи, яйцо, яичницы и др.
Приём наглядности – один из ведущих принципов обучения младшего дошкольника, который путём создания доступных для понимания и эстетически привлекательных образов позволяет добиться более качественного усвоения материалов.
Вот такие наглядные пособия были изготовлены нами на протяжении нескольких лет. В младшей группе МБДОУ «Детский сад № 10» с. Коровий Ручей для детей созданы все условия для игровой деятельности.
Материал подготовила Гайсина Вера Геннадьевна,
воспитатель МБДОУ «Детский сад № 10» с. Коровий Ручей |