«Из одного и того же куска железа и в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошел в работу, а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца.
Случилось через несколько времени, что оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был даже еще лучше, чем в то время, когда он только что вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.
- Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь? - спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца.
- От труда, мой милый, - отвечал тот, - а если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что всё это время ты пролежал на боку, ничего не делая». (Сказка К. Д. Ушинского «Два плуга»)
***
Трудовое воспитание в школе – словосочетание, которое, к сожалению, в наше время вызывает неоднозначную реакцию со стороны взрослой части нашего населения. Некоторые родители сомневаются в необходимости формирования у ребенка привычки трудиться, потому что сами много и тяжело трудятся и не хотят, чтобы также сложилось у их детей и больше делают акцент на хорошую учебу ребенка. Другие, помня свое трудовое октябрятское, пионерское, комсомольское прошлое, с пониманием и уважением относятся к тому вкладу в трудовое воспитание своих детей, которое вносит школа.
Мы все помним классные и школьные дежурства, помощь шефам в уборке урожая картошки или турнепса. Турнепс – это что-то! Кажется, ничего в жизни вкуснее не было. Собирали шишки, сдавали в лесничество, а летом высаживали на старых гарях маленькие саженцы сосны. А помощь одиноким немощным пожилым людям, как это было важно! Сколько дров мы перекололи и сложили! Столько воспоминаний! И всегда рядом были учителя, которые на своем примере, воспитывали в нас ответственность и трудолюбие.
В современной жизни, когда многие семьи живут в полностью или частично благоустроенном жилье, когда отпала необходимость ежедневно заботиться о том, чтоб отопить жилье или принести воды из колодца, ежедневно чистить дорожки от снега, так как в многоквартирных домах они чистятся по графику и хорошо, если один раз в месяц выпадет такая возможность, отпала необходимость в повседневном посильном выполнении трудовых обязанностей детей в семье. Сейчас даже забрать младшего ребенка из садика старшие дети не могут, это стало постоянной обязанностью взрослых членов семьи. Труд стал эпизодической и второстепенной частью жизни детей.
В таких условиях школа была и остается первым помощником родителей в воспитании волевых качеств личности ребенка. В результате трудовой деятельности у ребенка формируются самостоятельность, организованность, настойчивость, ответственность, дисциплинированность. Это те качества, которые в дальнейшей жизни помогут ребенку стать успешным.
Желание трудиться само не приходит. Привлечение детей к труду воспитывает привычку трудиться, а вместе с ней – привычку заботиться о своих близких. В жизни каждого человека наступает время, когда остро встает нужда в заботе своих детей. Всем нам хочется не быть забытыми, иметь заботливых детей, которые не бросят.
Помните, отказывая ребенку в воспитании трудолюбия, вы укладываете еще один кирпич в воспитание его эгоизма, черствости и одиночества.
Ушли в прошлое и классные дежурства, самое большое, что сейчас делают школьники, - в конце четверти моют свою парту, и помощь в уборке урожая для шефов, и общественно-полезный производственный труд (ОППТ) по четвергам в 9 и 10 классах. Многое, многое ушло… Но остается наша любовь к детям, желание, чтобы они хорошо устроились в жизни.
По данным мониторинга воспитания, который недавно проходил в школах, большинство детей 6, 8 классов позитивно оценивают значимость труда. В этой оценке немалая заслуга взрослых.
Большую работу школы проводят по обучению учащихся основам экономики сельхозпроизводства, развитию и закреплению навыков организации труда, культуры труда. Осенью 2017г. были подведены среди образовательных учреждений итоги по заготовке сельхозпродукции. Всего в подведении итогов приняло участие 17 образовательных учреждений. Среди средних и основных школ рейтинговые позиции распределились следующим образом:
На 1-й позиции - Новоборская СОШ
На 2-й позиции - Окуневская СОШ
На 3-й позиции - Пижемская СОШ
4 - Степановская ООШ
5 - Усть-Цилемская СОШ
6 –Бугаевская ООШ
7 – Кадетская СОШ
8 – Синегорская СОШ
9 – Цилемская СОШ
Образовательными учреждениями заготовлено около 20 тонн различной сельхозпродукции 13-ти наименований: картофель, морковь, свекла, капуста, огурцы, помидоры, кабачки, лук, редька, редис, перец, репа и зелень. Среди наиболее востребованных культур - картофель, морковь и свекла, наименее востребованные – лук, редис, перец и репа. Ягоды заготовили 4 (четыре) образовательных учреждения.
Благодарственными письмами управления образования за активную гражданскую позицию, большой вклад в развитие трудового воспитания подрастающего поколения и по итогам заготовки сельхозпродукции награждены:
- Уварова Вера Ивановна, МБОУ «Новоборская СОШ им.С.М.Черепанова»;
- Динер Екатерина Федоровна, МБОУ «Окуневская СОШ»
- Бобрецова Рена Эркольевна, МБОУ «Пижемская СОШ»;
- Тухфетуллова Любовь Назаровна, МБОУ «Степановская ООШ»;
- Жданова Любовь Михайловна, МБОУ «Филипповская НШДС»;
- Поздеева Надежда Степановна, МБОУ «Усть-Цилемская СОШ им.М.А.Бабикова»,
- Ермолина Антонина Михайловна, Сергеева Марина Игоревна, Поздеева Наталья Сергеевна, МБОУ «Кадетская СОШ» с.Коровий Ручей;
- Поспелова Наталья Ивановна, МБОУ «Синегорская СОШ»;
- Чупрова Любовь Ивановна, МБОУ «Цилемская СОШ».
За активное участие в заготовке сельхозпродукции и добросовестное отношение к порученному делу благодарственными письмами награждены учащиеся школ:
МБОУ «Новоборская СОШ им.С.М.Черепанова»
- Кожевин Роман, 8 класс;
- Ремпель Данил, 8 класс;
- Осташова Юлия, 8 класс;
- Лейком Алёна, 8 класс;
- Матвеев Павел, 8 класс
МБОУ «Окуневская СОШ»
- Безумова Екатерина, 6 класс;
- Рочев Константин, 7 класс;
- Филиппов Андрей, 7 класс;
- Чупров Виктор, 10 класс;
- Поташов Дмитрий, 10 класс
МБОУ «Пижемская СОШ»
- Волошина Алина, 11 класс;
- Мяндина Илона, 11 класс;
- Пантелеева Евгения, 9 класс;
- Бобрецов Данил, 9 класс;
- Газизова Виктория, 9 класс;
- Мяндин Денис, 9 класс;
- Рейзер Николай, 8 класс;
- Чупров Константин, 8 класса.
МБОУ «Кадетская СОШ» с.Коровий Ручей
- Поздеева Екатерина, 8 класс;
- Мусонов Александр, 8 класс;
- Поздеев Андрей, 8 класс;
- Хозяинова Снежана, 8 класс;
- Дуркина Татьяна, 8 класс
МБОУ «Цилемская СОШ»
- Чупров Григорий, 11 класс;
- Дуркин Иван, 11 класс;
- Чупров Валерий, 11 класс;
- Вокуев Федор, 11 класс.
Руководители трудовых отрядов Синегорской, Степановской и Усть-Цилемской школ отметили, что все ребята, принявшие участие в уборке урожая, трудились на «отлично», сложно выделить кого-то определенного.
Л.Н. Толстой писал, что «стыдиться можно и должно не какой-либо работы, хотя бы самой нечистой, а только одного: праздной жизни».
Савина Н.Г., заместитель начальника
управления образования
Урожай Пижемской школы |