Президент России дал поручение изменить
стандарты для школы так, чтобы знания по русскому языку и литературе у
учеников были глубже, а при окончании учебного заведения снова
учитывалось сочинение. Свои предложения Минобрнауки должно представить к
1 марта 2014 года. И если поправки в стандарты быстро утвердят, то с
нового учебного года сочинение вернется в школу.
Российская школа живет без сочинений уже пять лет. Вместо него в
обязательном ЕГЭ по русскому языку есть эссе. Минимум - 150 слов на
заданную тему. Как правило - нравоучительный рассказ кого-то из
современных писателей или публицистов. Иными словами, сейчас
полстранички текста достаточно, чтобы доказать: ты умеешь рассуждать,
грамотно и внятно излагая свои мысли. В ЕГЭ по литературе сочинение
осталось, но на строго заданную тему. К тому же оно далеко не
единственное задание, и его вес в общей оценке не так уж велик.
По мнению ректора Литературного института им. Горького Бориса
Тарасова, чтобы готовить учеников к написанию сочинений, от учителя
сейчас потребуется большое мастерство.
- Подлаживаться под нисходящий уровень не надо. И не так уж важно, о
чем школьники будут писать сочинения - на свободную тему или по
литературным произведениям, тут должно быть разнообразие и гармоничное
сочетание, хотя в основе должна лежать классическая литература. Важно,
чтобы они умели размышлять над главными проблемами жизни, - рассказал
Борис Тарасов.
Он считает, что даже стандартный урок при интересном, глубоком
учителе может быть хорошим, а всякий интерактив - отвлекать. Ректор
Литинститута убежден, что не стоит идти по пути потакания современному
восприятию, упрощению и визуализации.
- Я бы пошел по пути усложнения, в том числе, программы по
литературе. Допустим, добавил бы в список обязательной литературы
Платонова, но не отрывки, а целые произведения. - говорит Борис Тарасов.
- Отрывки не дают должного целостного представления, не понятны общий
контекст и художественный смысл. Сейчас в программе довольно много
произведений даны кусками, сочинения нет, дети мало читают и о "Евгении
Онегине" отзываются так: "Татьяна - лох. Надо было и с генералом
остаться, и с Онегиным замутить"…
Вот только сумеют ли нынешние школьники читать больше и понимать
глубже? Большой вопрос. Этим летом вице-президент Российской академии
образования Борис Фильдштейн представил в Российском книжном союзе
большой доклад, посвященный современным детям. Исследования психологов и
педагогов шли с 2008 года, и вот что выяснилось: за эти годы у будущих
первоклашек резко снизились когнитивные способности. Иными словами, -
восприятие, мышление, логика, память, воображение. Дети перестали быть
такими любознательными и активными, как, скажем, 20 лет назад, у 40-60
процентов в зависимости от региона наблюдается нарушения речевого
развития, почти у всех дошкольников - плохая мелкая моторика, из-за чего
держать правильно ручку в руке и красиво писать в начальной школе могут
единицы. "У большого числа детей отмечаются серьезные проблемы с
умением читать, понимать текст", - выделено особо в докладе Бориса
Фильдштейна.
Учителя это тоже заметили. Преподаватель литературы одной из лучших московских школ - 1199, Борис Панов говорит:
- Будет здорово, если коллеги обратят внимание на психологические
основания преподавания школьных предметов. Учителя в своей массе
работают так, как будто психологами не было сделано никаких открытий в
области непроизвольного запоминания, концентрации внимания.
Борис Панов считает, что на уроках литературы в одних классах нужно
начинать с чтения книг вслух, в других - заниматься серьезными
филологическими исследованиями. "В нашей школе в учебные программы и в
планы уроков постоянно вносятся изменения в связи с тем, что дети
разные" - поясняет учитель.
Только вот большинство педагогов ничего менять не хотят. Они уже тоже
приспособились к ЕГЭ и наловчились тренировать выпускников ставить
галочки в билеты. Темы эссе в тестах мелки, как крошки от сухаря. Даже
от будущих филологов достаточно элементарных рассказиков по образцам
застойных лет: "Образ Екатерины в "Грозе" или "Образ Савельича".
|