12 декабря 2024 года в Коми республиканском институте развития образования состоялся III Республиканский форум «Педагог-наставник». Это мероприятие стало точкой притяжения педагогов, профессионалов, наставников, успешно применяющих наставничество в профессии.
В Форуме в формате онлайн по направлению «Наставнические практики в «Точках Роста» приняли участие наши коллеги из МБОУ «Пижемская СОШ» - Михеев Антон Георгиевич, учитель физики, руководитель Центра образования «Точка Роста», и Поташова Марина Александровна, учитель химии и биологии, педагог Центра «Точка Роста». В своей презентации они представили 2 модели наставничества, реализуемые в Центре «Точка Роста» Пижемской школы.
Первая модель наставничества, представленная педагогами Пижемской СОШ, - «Учитель-Ученик». Эта модель реализуется через образовательные экскурсии, во время которых изучается определенная тема на конкретных объектах, расположенных в их естественном окружении. Во время таких экскурсий учащиеся сталкиваются с различными ситуациями, где им приходится принимать решения, работать в команде. Это помогает им развивать лидерские навыки, самостоятельность и ответственность. В процессе такой работы ученики делятся впечатлениями и выводами, а наставники дают рекомендации. Причём модель наставничества «Учитель-Ученик» через образовательные экскурсии на базе Центра «Точка Роста» предполагает создание синергии между учащимися и педагогами не только МБОУ «Пижемская СОШ», но и других школ. Благодаря сетевому взаимодействию, организуются образовательные экскурсии для гостей из соседней школы. Ярким примером такой работы являются образовательные экскурсии «Юный ученый», «Юный робототехник».
Также модель наставничества «Учитель-Ученик» реализуется и через проектную деятельность, когда учитель не только является руководителем, но и выполняет роль наставника, направляя подопечного по пути достижения более высоких результатов. Такой вид деятельности осуществляется с обучающимися 10-11 классов, посещающими кружки и занятия Центра «Точка Роста».
Таким образом, данная модель становится основой для формирования образовательной среды, где каждый участник процесса чувствует свою значимость, что в конечном итоге способствует повышению качества образования и личностному развитию учеников.
Вторая модель наставнической деятельности, реализуемая на базе Центра «Точка Роста» в Пижемской СОШ - «Ученик-Ученик», по мнению авторов выступления, весьма эффективна. Согласитесь, наставником быть не просто, особенно ребёнку. Но в Пижемской школе есть дети, которые робко, но затем более настойчиво проявляют себя и развивают качества, позволяющие им быть наставниками для других обучающихся. В рамках модели наставничества «Ученик-ученик» старшие школьники выполняют несколько важных ролей. Во-первых, они предоставляют руководство и поддержку младшим ученикам, это так называемые менторы. Во-вторых, старшие учащиеся организуют работу младших учеников, это лидеры. В-третьих, старшеклассники делятся своими успехами, являются вдохновителями.
Для учеников, интересующихся такими науками как физика, химия, биология и информатика, регулярно организуются демонстрационные площадки (День открытых дверей, День науки, предметные недели, общешкольные мероприятия с родителями), на которых ребята проводят мастер-классы, демонстрируют свои проекты, научные результаты и достижения. Наставниками на площадках являются обучающиеся 8-9 классов, посещающие кружки Центра «Точка Роста». Они руководят обучающимися в процессе работы, обучая их основам науки и решению задач, выходящих за рамки школьной программы.
Преимущества модели наставничества «Ученик-ученик» на демонстрационных площадках являются очевидными, это помогает младшим ученикам лучше понять и усвоить материал, так как объяснения со стороны сверстников могут быть более доступными и понятными.
Реализация моделей наставничества «Учитель-Ученик» и «Ученик-Ученик» в Пижемской СОШ уже имеют свои результаты. Обучающиеся представляют свои проекты на конференциях, демонстрируя высокий уровень подготовки и инновационного мышления. Одним из весомых достижений является призовое место одного из обучающихся Пижемской СОШ на Республиканской научно-практической конференции «Налимовские чтения», а также участие детей в олимпиадах разного уровня.
Внедрение практик наставничества в Пижемской СОШ продолжается. Как отметили участники Республиканского форума «Педагог-наставник», это мероприятие дало возможность не только продемонстрировать свой опыт работы, но и узнать, как модели наставничества реализуются в других школах республики. Особенно участникам запомнились выступления обучающихся школ республики, которые самостоятельно рассказали о своем наставничестве. Поэтому появилась идея – подготовить в следующем учебном году к участию в Форуме старшеклассников школы, которые смогли бы сами изложить, как они выполняют роль наставника и как эта деятельность помогает их личностному росту.
Пожелаем нашим коллегам успехов и новых достижений в этом направлении! Ведь за каждым успешным человеком стоят наставники. Наставничество - это непосредственная передача живого опыта от человека к человеку, а в школьном образовании это еще и создание условий для личностного развития обучающихся, выявления его талантов, а также стимулирование инициативы и творчества.
|