С момента
вступления в силу закона об образовании прошло не так много времени, а депутаты
уже хотят внести в него серьезные коррективы. Представлены первые 24 поправки,
остальные еще готовятся, подсчитал первый заместитель председателя Комитета по образованию
Госдумы Олег Смолин.
- Новый
закон содержит семь позиций, которые можно, пусть и с некоторой натяжкой,
назвать положительными, и двадцать - явно отрицательных, - сообщил он. - После
всех правок и согласований с министерствами закон направлен на бюрократизацию
образования, к учебным заведениям стали предъявлять формальные требования,
оценивать их по искусственным показателям. По сути, это закон написан
чиновниками и для чиновников, но не для молодежи и педагогов.
Что же не
устраивает народных избранников? Главной проблемой оказались деньги.
Предлагается закрепить, что минимальная сумма расходов госбюджета на
образование должна быть на уровне 7 процентов ВВП. Сейчас это 4,3 процента, в
будущем году - 4,1. Еще одна серьезная проблема - дошкольное образование. Мест
в садиках не хватает, родительские протесты докатились уже до Москвы. Но
очередей скоро может не стать - родители просто не смогут оплатить присмотр и
уход за ребенком в муниципальном детском саду, предупреждает Смолин. Он
предлагает вернуть в закон прежнюю норму - плата с родителей не должна
превышать 20 процентов реальной стоимости услуги дошкольного образовательного
учреждения.
Госдума
планирует все-таки отобрать у минобрнауки право самостоятельно утверждать
образовательные стандарты. Недовольство вызвал принятый, но еще не вступивший в
силу стандарт для старшей школы. Планируется восстановить льготы сиротам при
поступлении в вузы и изменить формулу расчета числа студентов-бюджетников.
Новый закон предполагает исходить из общего числа граждан в возрасте от 18 до
30 лет, а не из всей популяции, как было раньше. Какая разница? Но особенности
отечественной демографии при использовании новой формулы расчета приведут к
тому, что через несколько лет получить высшее образование бесплатно сможет
почти в два раза меньше студентов.
- Мы
предлагаем изменить показатели эффективности вузов, - говорит Смолин. - Мерить
их эффективность в квадратных метрах можно с такой же точностью, как
температуру в децибелах или расстояние в литрах. Если смотреть по
трудоустройству, данные будут более точные, но все остальные критерии
минобрнауки вызывают сомнения и непонимание.
Еще
депутаты хотят внести изменения в Единый государственный экзамен, защитить
студенческую культуру, помочь коррекционным школам, восстановить в правах ПТУ.
По сути - отыграть большую часть принятых с 1 сентября нововведений обратно.
Как скоро они рассмотрят поправки к закону об образовании, пока неизвестно.
|