Чудесный дар природы – не дается человеку от рождения.
Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить.
А взрослые должны приложить немало усилий,
чтобы речь у ребенка развивалась правильно и своевременно.
В.А. Сухомлинский
21 век - век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для их развития: компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то все больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями. Но опыт работы показал, что в наш век, когда родители постоянно заняты, им некогда общаться с детьми. А ведь формирование речи ребенка происходит, прежде всего, в постоянном общении с взрослыми.
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонематической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном возрасте является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. В дошкольном возрасте расширяется круг общения детей. Становясь более самостоятельными, дети выходят за рамки узкосемейных связей и начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. Высокие требования к развитию речи предъявляет и усложняющая деятельность ребенка.
13 марта 2018 г. этой теме «Актуальные проблемы и современные подходы развитию речевой деятельности дошкольников» было посвящено районное методическое объединение воспитателей дошкольных образовательных учреждений, которое проходило на базе МБДОУ «Детский сад № 3» с. Усть-Цильма.
Началось объединение с занятия в подготовительной группе «Составление рассказа о зиме», которое показала Логинова О.В., воспитатель МБДОУ «Детский сад № 5» с. Усть-Цильма.
Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 3» с. Усть-Цильма Дуркина Э.Б. представила театрализацию в подготовительной группе «Сказка репка на новый лад». А также поделилась материалами по теме «Театрализованная игра как средство развития связной речи у дошкольников», используемыми ею в работе.
Поздеева С.М., старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 3» с. Усть-Цильма, выступила на тему «Создание необходимых условий для единого образовательного пространства ДОУ по речевому развитию дошкольников». В своем выступлении Светлана Михайловна рассказала о причинах низкого уровня развития речи, о создании условии для полного развития детей, о качестве речи педагога и о технологиях, применяемых в ДОУ (игровые технологии, здоровьесберегающие технологии, метод наглядного моделирования), которые способствуют развитию речи у дошкольников.
Дуркина Л.В., воспитатель МБДОУ «Детский сад № 10» с. Коровий Ручей, рассказала о методе запоминания стихов – мнемотехника. Это специально разработанные приёмы и способы, облегчающие процесс запоминания. Прием «рисования стихотворений» намного эффективнее и привлекательнее для ребёнка, так как организован в форме игры. Также Людмила Васильевна попросила угадать стихотворения по мнемотаблицам, и поделилась ими с коллегами, которые могут применить в своей работе.
Чуркина Н.И., учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 3» с. Усть-Цильма, выступила на тему «Биоэнергоплатистика и кинезиологические упражнения в работе с дошкольниками». Она раскрыла такие понятия, как «Биоэнергопластика» – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки, и «Кинезиология» - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения. Показала упражнения, которые использует в своей работе.
Дуркина В. В., воспитатель по физической культуре МБДОУ «Детский сад № 3» с. Усть-Цильма, рассказала о речевом развитии дошкольников на физкультурных занятиях, которое происходит через проговаривание считалок, потешек, стихов и т.д.
Дуркина И.Ф., воспитатель МБОУ «Филипповская НШДС», показала открытый мастер-класс «Грамматический строй речи». Сообщила, что грамматический строй языка представляет собой совокупность законов словообразования, морфологии и синтаксиса, а также какие есть подходы к формированию грамматических навыков при обучении языку. В ходе мастер-класса Ирина Федоровна применяла методики: «Живые слова», «Письмо размокло», подбор однокоренных слов и т.д.
Дуркина М.А., воспитатель дошкольной группы МБОУ «Синегорская СОШ» показала открытый мастер-класс «Развитие речи через использование пальчиковых игр». Марина Анатольевна показала игру с платочком, игру с резинками, проговаривание различных потешек с проигрыванием на руках и т.д.
Артеева Н.М., воспитатель МБДОУ «Детский сад № 5» с. Усть-Цильма, показала открытый мастер-класс «Развитие речи детей на сказке «Гуси-лебеди» с элементами квест-технологии». В ходе мастер-класса была обыграна сказка «Гуси-лебеди», на каждом этапе предоставлены задания, направленные на развитие речи – назови признаки предмета, подбери слова-антонимы, составь предложения и д.р.
Педагоги, посетившие РМО, узнали много нового по проблеме речевого развития детей, увидели на практике организацию образовательной деятельности с дошкольниками не только в разных возрастных группах, но и в разных видах деятельности, взяли очень много для своей работы.
Главный эксперт ОМР
Е.Е. Канева |